Мнение эксперта RealJet специально для CRE.ru

10.02.2017

Михаил Шапошников, директор департамента стратегического консалтинга RealJet, о перспективах сети «Азбука Вкуса» в Петербурге

Думаю, решение «Азбуки вкуса» развивать формат минимаркетов в северной столице вполне оправдан. До настоящего момента здесь были представлены лишь полноформатные супермаркеты «Азбуки вкуса», но в текущих условиях понятно, что сеть должна перестраиваться, находить актуальные сегодняшнему дню форматы торговли. И АВ Daily можно назвать разумным и компромиссным решением, позволяющим, с одной стороны позиционировать себя на аудиторию с достатком средним и выше среднего, с другой стороны, оптимизировать издержки на открытие полноформатных магазинов и минимизировать риски, связанные с падающей потребительской активностью.

АВ Daily имеют более широкий охват аудитории, чем супермаркеты «Азбука вкуса» - минимаркеты, как правило, расположены в шаговой доступности от метро, офисов, крупных жилых районов. Магазины отличаются меньшей площадью и предназначены для ежедневных покупок самого необходимого ассортимента, который в несколько раз меньше, чем в классическом магазине «Азбука Вкуса». Здесь можно найти  все продукты и товары первой необходимости — от свежих овощей и фруктов, до тортов и напитков. При этом в ограниченном ассортименте здесь представлены и самые популярные экзотичные товары.

Думаю, в Санкт-Петербурга сеть выберет преимущественно деловые локации, которых, за последние три года, в городе стало значительно больше. Среди аудитории офисных работников, людей с отсутствием достаточного количества свободного времени, сеть будет востребована еще и потому, что в ней представлен широкий выбор упакованной готовой кулинарии. Сюда можно забежать после рабочего дня и купить готовый ужин для всей семьи.   Кроме того, каждый магазин — это еще и мини-кафе, где можно перекусить в обеденное время, выпить кофе перед утренним стартом.

У сети минимаркетов в Петербурге, на мой взгляд, нет конкурентов — магазины «Глобус Гурмэ», которые развиваются в городе, являются конкурентами для полноформатных  супермаркетов «Азбуки вкуса». Что же касается минимаркетов, реализующих идею «комфортной покупки рядом с офисом или домом» - подобных форматов я здесь не припомню. Супермаркеты массового сектора работают в другом формате и рассчитаны на аудиторию с более низким уровнем платежеспособности.

Вопрос лишь в емкости рынка — сколько таких магазинов способен поглотить рынок. Думаю, 10 минимаркетов — это оптимальное количество, позволяющее как следует протестировать концепцию для принятия решения о дальнейшей экспансии.

Уверен, что подобный формат — но с ограниченным количеством магазинов и в правильных локациях  - может успешно работать и в других городах-миллионниках — Екатеринбурге, Новосибирске, Самаре и т. д.