Михаил Шапошников о малых ТЦ. CRE.ru

15.05.2017

Михаил Шапошников, директор департамента стратегического консалтинга RealJet, о малых ТЦ

Все малые торговые центры имеют потенциал развития в двух локациях:

1. Транспортные узлы

2. Новые крупные жилые кварталы

Это касается как Московского региона, так и Ленинградского. В обоих случаях это связано с обеспечением трафика посетителей. Но в первом случае (транспортные узлы) наполнение ТЦ - это в основном импульсные товары и общественное питание (салоны связи, аптеки, оптики, аксессуары и прочее), то во втором случае (жилые кварталы) - это, кроме импульсных товаров, это могут быть также товары повседневного спроса и услуги (продукты, банки, бытовые услуги, салоны красоты).

Увеличение доходности малых торговых центров  возможно сегодня за счет нескольких опций.  Но, о чем бы здесь ни шла речь, всегда важно соблюдать баланс между  интересами собственника/девелопера (его желанием заработать), арендатора и потребителя.

Взять, к примеру, торговые острова, которые сегодня активно развиваются в торговых центрах, и безусловно, увеличивают маржинальность арендного бизнеса собственника. С одной стороны, для владельца ТЦ - чем больше арендаторов, тем лучше. С другой, если остров закрывает визуальную просматриваемость галереи, от чего страдают соседствующие с ним арендаторы, или делает невозможным комфортный проход потребителя по торговому этажу, грош цена такому «увеличению дохода» - праздник будет недолгим, собственник рискует потерять арендатора и лояльность конечного покупателя. 

Другим возможным способом увеличения доходности в ТЦ могут быть доходы от рекламных площадей. Сегодня в ТЦ есть возможность размещать рекламные панели  при входе на эскалатор и на выходе. Также популярное для рекламы место - панно по ходу эскалатора, на его ступенях, на столах фуд-корта. Новым арендаторам, которые только что открыли магазин в ТЦ, можно предложить размещение стикеров-указателей, которые будут выполнять рекламно-навигационную функцию.

Большую популярность приобретают рекламные коммуникации в ТЦ, которые также способны увеличить доходность. Самым ярким примером я бы назвал формат lab-stores — это когда определенный бренд рекламирует свой товар в ТЦ «на практике», приглашает потребителя протестировать его, познакомиться с ним «здесь и сейчас». Многие косметические бренды используют эту концепцию сегодня, прибегают к нему и салоны красоты, fragrance-лаборатории и т.д.